/
Как вернуть деньги за билет на самолете – пошаговая инструкция
/
Как вернуть деньги за авиабилет
Авиаперелёт – дорогостоящее и заранее планируемое мероприятие. Что делать, если билеты куплены, а вы понимаете, что не можете по каким-либо причинам полететь?
Рассказываем, как вернуть деньги за несовершённый полёт частично или целиком.

В каких случаях можно вернуть деньги за авиабилет

Обычно ещё на этапе покупки билета авиакомпания предлагает вам выбрать между «возвратным» и «невозвратным» авиабилетом. Стоит ли говорить, что первые стоят намного дороже. Даже если вы выбрали невозвратный тариф, у вас есть возможность вернуть деньги.

Будет нелишним напомнить: перед покупкой билета внимательно прочитайте, какой тариф вы выбираете, а также обратите внимание на условия возврата и обмена билета.

Обычно информация о том, возвратный билет или нет, чётко обозначена на этапе совершения покупки. Но мы советуем дополнительно заглянуть на сайт авиакомпании, которая совершает перелёт.

Билеты обычно покупают на сайтах-агрегаторах (например, на aviasales.ru), но реальные условия можно узнать только у самой авиакомпании. Зачастую правила возврата и обмена, указанные у посредников и у компаний, очень разнятся. Приоритетной будет информация, указанная у тех, кто обеспечивает перелёт.

Также законодательно определены правила, по которым можно вернуть билет.

Вернуть невозвратный билет: миссия выполнима

Шаг 1. Определите причину, по которой вы хотите вернуть авиабилет.
Согласно закону №60-ФЗ пассажир имеет право вернуть билет авиакомпании и получить обратно его стоимость в результате следующих обстоятельств:
- болезнь пассажира или его члена семьи (они оба должны лететь рейсом, по которому возвращают деньги за билет);
- смерть члена семьи пассажира;
- длительная задержка, отмена, перенос, изменение маршрута рейса;
- перевозчик не предоставил указанное в билете место;
- пассажир не успел на рейс, потому что его задержали на досмотре, в результате которого не нашли ничего запрещённого;
- авиакомпания не выполнила свои обязательства (например, не была выполнена стыковка рейсов, если перевозка была единая).

Шаг 2. Подтвердите причину, по которой вы хотите вернуть билет.
Если причиной стала смерть или болезнь кого-либо, обязательно предоставьте медицинские документы. Важно отправить запрос в авиакомпанию о возврате билета по этим обстоятельствам ещё до начала регистрации.

При отмене, задержке или переносе рейса не бегите домой, а поищите стойку регистрации или место, где располагается представитель авиакомпании (они есть в каждом аэропорте и работают круглосуточно). У сотрудника, находящегося за стойкой, попросите сделать отметку на билете, а также поставить печать компании.

Если неприятные события произошли после регистрации, не забудьте сохранить полётный купон (это часть билета, которую обычно забирают перед посадкой в самолёт). Если вы его потеряете, по закону будет считаться, что вы уже воспользовались перелётом.

Шаг 3. Обратитесь за возвратом денег за билет
Если вы покупали билеты через посредника, запрос на возврат денежных средств нужно отправить ему. Зайдите на сайт, где совершалась покупка, и найдите контакты для связи по этому вопросу. Иногда агрегаторы при требовании возврата удерживают комиссию, даже если авиакомпания готова вернуть деньги целиком.

Рекомендуем вам при покупке билетов пройти процедуру регистрации на сайте авиакомпании или посредника. Это облегчит вам процедуру возврата билетов, поскольку в личном кабинете обычно предусмотрена подобная процедура.
Если вы покупали билеты напрямую у авиаперевозчика, информацию для связи с ними вы можете найти на их сайте.
Обязательно проверьте электронную почту – туда могут прийти важные сведения, связанные с особенностями возврата билета.

Если вы покупали билеты у иностранных компаний, придётся провести дополнительный информационный ликбез. У каждой страны свои правила возврата билета, и лучше изучить их заранее.

Как получить деньги за возвратный билет

Если вы покупали билет, используя возвратный тариф (обычно он стоит дороже невозвратного), вам не нужно объяснять причины, по которым вы хотите отказаться от перелёта.

Нужно сообщить о своём решении вернуть деньги авиакомпании как можно раньше, потому что от этого будет зависеть величина возвратных средств.

Если вы сообщили авиакомпании о решении вернуть билет за сутки до начала регистрации на рейс, вы получите обратно полную стоимость билета.

Иногда перевозчик может при этом удержать некоторую сумму, которую он потратил на:
- оформление билета и квитанции оплаты сверхнормативного багажа;
- услуги автоматизированных систем бронирования;
- стоимость аннулирования бронирования, сама процедура оформления возврата;
- стоимость заказанных пассажиром дополнительных услуг и понесённые авиакомпанией расходы на это.

Если перевозчик решает удержать какие-либо средства из стоимости возвратного билета, он обязан подтвердить их происхождение, иначе пассажир может обратиться в суд и потребовать вернуть всю сумму.

Если вы сообщаете авиакомпании о своём нежелании лететь во время регистрации на рейс, то можете рассчитывать на возврат 75% от стоимости билета плюс вычет дополнительных расходов на перевозку (см. выше).

Если же регистрация окончена и вы уведомляете авиакомпанию уже после этого, вряд ли вам удастся получить свои деньги обратно.

Деньги за билет не возвращают: порядок действий

При отсутствии реакции на ваше правомерное требование вернуть деньги за билет от авиаперевозчика или компании-агрегатора либо за возврат неполной суммы вам следует написать досудебную претензию. На сайте Роспотребнадзора вы можете найти шаблон подобного документа – скачайте его и адаптируйте под свою ситуацию.

Претензию нужно составить в двух экземплярах, один из которых отправить заказным письмом, а второй оставить у себя. У вас будет не больше полугода, чтобы выполнить это действие.

В претензии обязательно укажите, что согласно Воздушному кодексу РФ, Федеральным авиационным правилам и ст. 13 закона о защите прав потребителей вам обязаны вернуть деньги.

После этого стоит написать жалобу на авиакомпанию или агрегатора в Роспотребнадзор или Ространснадзор.

При отказе или игнорировании вашей претензии стоит найти юриста по защите прав потребителей и обратиться в суд.
Консультация юриста или адвоката
Бесплатно
3500 рублей
Стоимость консультации:
Актуальная акция:
до 30% скидка новым клиентам
Формат консультации:
По телефону или в офисе

Возможно Вам будет полезно