/
Как обманывают магазины и какой их ждёт штраф
/
Как обманывают магазины
Если у вас нет привычки проверять чеки после покупки, вы вряд ли сможете выяснить, обманул вас магазин или нет. Варианты хитростей со стороны ритейлеров могут быть разные: и пробить два товара вместо одного, и не дать скидку, заявленную на ценнике.

Как магазины могут вас обмануть и как их привлечь к ответственности, рассказываем ниже.

Способы обмануть покупателей

Для начала предлагаем разобраться, что с точки зрения закона считается обманом. Обман – это намеренное введение в заблуждение покупателей с целью извлечь материальную выгоду. Перечень нарушений прав покупателей и «хитростей» продавцов приведены в ст. 14.7 КоАП РФ:
1. Обсчёт – цифра, указанная на ценнике, ниже той, по которой вам отпустили товар.
2. Обвес – на упаковке указан фиктивный вес товара, отличающийся от реального в большую сторону.
3. Продажа просроченного товара – продавец намеренно на место упаковки, где указан срок годности, наклеивает новый ценник с более поздней датой производства товара, чтобы реализовать то, что нужно было утилизировать ещё вчера.
4. Отсутствие заявленных акций и скидок – вы видите на полке ценник со скидкой, а на кассе оказывается, что товар вам продают по полной стоимости.
5. Введение покупателя в заблуждение – заявленные характеристики товара не соответствуют реальным.
6. Подделка – вам продают некачественный товар, отличающийся от оригинальной продукции.
7. Навязывание дополнительных услуг – при покупке чего-либо вы обнаруживаете в чеке, что вам без вашего ведома добавили, к примеру, платную гарантию.

Чаще всего вы можете встретиться со следующей ситуацией: обращаясь к продавцу с претензией о том, что вам продали товар по цене, не соответствующей цифре на полке, вы можете услышать, что, дескать, ценник не успели поменять, а акция уже закончилась и т.д.

Иногда продавец может вам случайно пробить два товара вместо одного из-за банального человеческого фактора – усталости или невнимательности.

При этом вы, как потребитель, имеете полное право требовать от магазина, чтобы он признал свою вину и вернул вам деньги / заменил товар. Вы не обязаны платить за то, что сотрудники магазина ошиблись или не успели поменять ценник.

Что ждёт продавца, если он обманет покупателя

Любой – даже самый несущественный - проступок со стороны ритейлера может привести к административной или даже уголовной ответственности. Главное, чтобы потребитель повёл себя юридически грамотно, написал жалобу и обратился в надзорные органы, если администрация магазина отказывается возмещать ущерб.

Административная ответственность для недобросовестных продавцов

Штраф продавцам-обманщикам выписывает Роспотребнадзор, руководствуясь статьями 14.7 и 14.8 КоАП РФ:
- за обмеривание, обсчёт и обвешивание физлиц и самозанятых оштрафуют на 3 - 5 тысяч рублей, должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей, а юрлиц – от 20 до 50 тысяч рублей;
- если продавец ввёл покупателя в заблуждение, указав неверные характеристики товара, физлицо и самозанятого ждёт штраф от 3 до 5 тысяч рублей, должностное лицо будет оштрафовано от 12 до 20 тысяч рублей, а юрлицо заплатит от 100 до 500 тысяч рублей;
- при навязывании дополнительных услуг должностному лицу грозит штраф от 2 до 4 тысяч рублей, а компания заплатит от 20 до 40 тысяч рублей.

Вы можете привлечь к ответственности компании в течение одного года с момента совершения правонарушения.

Также вы можете потребовать от магазина вернуть деньги за товар, компенсировать нанесённый моральный вред и оплатить дополнительные расходы, которые вы понесли от обмана продавца.

При несогласии продавца идти вам навстречу стоит написать обращение в Роспотребнадзор и составить судебный иск.

Уголовная ответственность за обман покупателя

Продавец должен совершить серьёзный проступок, чтобы стать объектом уголовного преследования. К примеру, его могут наказать за мошенничество по ст. 159 УК РФ, если выяснится, что он взял предоплату, но при этом намеренно не собирался отдавать товар.

Также если из-за проданного товара появятся пострадавшие или погибшие покупатели, действия продавца будут расцениваться в соответствии со статьёй 238 УК РФ – виновника будет ждать либо штраф размером 300 тысяч рублей, либо тюремный срок до десяти лет.

Вас обманули в магазине – что делать

Первое, что нужно сделать, если вы заметили ошибку в чеке или просрочку в своём холодильнике (которую вы купили сегодня утром) – обратиться к сотрудникам магазина.

Кассир, администратор или директор торговой точки, скорее всего, выслушают вашу претензию и предложат варианты, как уладить возникший конфликт (особенно это касается крупных ритейлеров – там этот вопрос отработан до автоматизма и вы, скорее всего, получите деньги обратно или вам обменяют товар).

Если же сотрудники магазина не идут вам навстречу, сперва оставьте запись в книге жалоб и предложений. Обязательно укажите, что именно произошло, а также запишите дату случившегося и номер вашего кассового чека. После этого вам стоит обратиться в надзорные органы.

Роспотребнадзор

Если вас обсчитали, обвесили, продали просрочку и при этом не дали обменять товар или не вернули деньги, стоит написать жалобу в Роспотребнадзор.

В это ведомство вы можете обратиться лично либо составить онлайн жалобу, посетив их официальный сайт.

Жалоба должна содержать следующую информацию:
- ФИО, адрес и контактный телефон покупателя;
- подробное описание произошедшего;
- копия чека.

В течение тридцати дней вашу жалобу рассмотрят и проинформируют о результатах проверки.

Прокуратура

Если ваши права нарушили, но при этом договориться с продавцом не удалось, а другие ведомства отказали в приёме жалобы, можно обратиться в прокуратуру.

При массовом обмане, продаже подделок или мошенничестве со стороны магазина однозначно нужно идти в этот надзорный орган, который не только проверит, но и накажет виновных.

Суд

Если ваши права были нарушены, продавец при этом отказывается с вами взаимодействовать – игнорирует ваши просьбы вернуть деньги или обменять товар – можете составлять судебное исковое заявление.

Юрист по защите прав потребителей поможет вам отстоять ваши интересы в суде и вернуть не только потраченные деньги, но и компенсировать полученный моральный ущерб.

Рекомендации по защите от обмана продавцов

Следование нижеприведённым простым советам поможет вам быстро разрешить ситуацию и не попасться на «хитрости» продавцов:
1. Обязательно проверяйте чек, не отходя от кассы. Проверьте все позиции и суммы, указанные в чеке.
2. Используйте контрольные весы. Чтобы не переплатить за то, что вы не покупали, проверьте ещё раз вес товара.
3. Сравните то, что указано на чеке и в ценнике на полке магазина. Требуйте продать за сумму с ценника.
4. Если видите, что на товаре наклеена этикетка поверх другой этикетки, откажитесь от покупки - скорее всего, этот товар будет с истёкшим сроком годности.
5. Проверьте, все ли заявленные на упаковке аксессуары находятся в проданной вам коробке.

Защита прав потребителей на вашей стороне – заявляйте о себе и не позволяйте обмануть вас.
Консультация юриста или адвоката
Бесплатно
3500 рублей
Стоимость консультации:
Актуальная акция:
до 30% скидка новым клиентам
Формат консультации:
По телефону или в офисе

Возможно Вам будет полезно